Рыбин Владимир - Включите Вашу Память
Владимир РЫБИН
ВКЛЮЧИТЕ ВАШУ ПАМЯТЬ
В нашем классе появился вундеркинд. И надо же, им стал Петька
Самойлов, для которого тройка всегда была единственным "средством
передвижения" из четверти в четверть.
Но вот однажды он пришел в класс, бросил портфель на парту и ни с
того ни с сего стал декламировать наизусть строки из книги, которую мы
по литературе еще не проходили.
И тут как раз урок литературы. Татьяна Воробьева, отличница и
всезнайка, ясно, не выдержала, пискнула из-за парты:
- А Петя Гоголя наизусть выучил.
Анна Петровна поглядела на нас, а потом в журнал. Видно, не
поняла.
- Что мы приготовили дома? Кто готов отвечать?
Каждый раз она так спрашивает, и каждый раз после этого ее вопроса
парты скрипеть начинают. Это мы сползаем пониже. А тут все повернулись
к Петьке. И Анна Петровна тоже на него поглядела, как всегда смотрит,
когда хочет вызвать.
И Петька не стал ломаться, вылез из-за парты, рот открыл, и... ни
слова. Молчит. Мы уж подсказывать начали. Но тут Петька словно
проснулся. Всхлипнул как-то странно и сказал.
- Я лучше "Евгения Онегина" прочитаю.
И, не дожидаясь разрешения, пошел скороговоркой про дядю, который
не в шутку занемог и уважать себя заставил.
Анна Петровна не поверила даже, подошла, посмотрела: не по книжке
ли он читает. Да так и простояла рядом чуть ли не весь урок. А когда
звонок прозвенел, взяла Петьку за руку и увела в учительскую.
Вышел он оттуда красный, улыбающийся.
- Пятерку получил?
- Что пятерка! - сказал Петька таким тоном, будто никогда ничего
другого не получал. - Она меня представлять будет.
- Как это "представлять"?
- Обыкновенно. Перед всеми учителями буду декламировать.
И он важно пошел по коридору, а мы все стояли на месте,
удивленные, восхищенные, пораженные возможностями, которые отныне
открывались перед Петькой. Мы-то знали: если уж кто попадает в
вундеркинды, тому тройку не поставят. Лучше спросят еще раз.
На другой день было Петькино "представление". В актовом зале.
Впереди сидели учителя, потом мы всем классом (все-таки он наш
вундеркинд), а на последних рядах - остальные.
Представляла Анна Петровна. Она говорила недолго, но здорово.
- Товарищи! - говорила она. - Ребята! Кое-кто из вас жалуется на
плохую память. А ведь память наша имеет фантастические возможности.
История знает немало примеров, когда простой человек выучивал
невероятно много. Приведу только один пример - Маццофанти. Итальянец
Джузеппе Маццофанти выучил пятьдесят шесть языков. Конечно, не у всех
такие способности. Но все могут развить свою память настолько, чтобы
хорошо помнить не только уроки, но и многое другое. Живой пример
этому...
Тут Анна Петровна убежала за кулисы и вывела на сцену нашего
Петьку.
- Это Петя Самойлов. Вы все его хорошо знаете. Он сумел развить
свою память. Сейчас Петя прочтет по памяти отрывки из романа в стихах
Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин".
И первая стала аплодировать. А потом наступила тишина. Слышно
было, как воробьи за окном чирикали на весеннем солнце да половицы под
вундеркиндом скрипели. Он все переминался с ноги на ногу, уже не
красный, а бледный. И молчал.
- У лукоморья дуб зеленый, - подсказал кто-то, и все засмеялись.
Вдруг Петька словно проснулся:
- Богат и славен Кочубей, - сказал. - Его поля необозримы. Там
табуны его коней пасутся...
Анна Петровна пыталась возразить, что это, мол, не "Евгений
Онегин", а "Полтава", но на нее замахали руками. И Петька продолжал
без запинки говорить. С выражением говорил, ка